2024/2025 учебный год
12 февраля девятиклассники будут проходить итоговое собеседование по русскому языку
Успешное прохождение испытания обеспечит школьникам допуск к государственной итоговой аттестации. Напомним, что ждет учащихся на итоговом собеседовании по русскому языку.
Система оценивания итогового собеседования: зачет-незачет. Минимальный балл для получения зачета составляет 10 баллов из 20 возможных. Проходить испытание ребятам предстоит в течение 15–16 минут, для участников с ограничением по здоровью даются дополнительно 30 минут. В случае неудачи можно воспользоваться датами пересдач: 12 марта и 21 апреля.
Задания собеседования включают чтение текста вслух, подробный пересказ текста с включением приведенного высказывания, монологическое высказывание, участие в диалоге.
Школьнику предстоит вслух прочитать текст объемом 170–200 слов. На подготовку ему дадут 2 минуты. Эксперты рекомендуют за это время особое внимание обратить на фамилии, имена, даты, названия населенных пунктов, термины. Максимально за это задание можно набрать 3 балла. Задание будут оценивать по трем критериям: интонация, темп чтения и правильность произнесения слов. Дефекты речи на результат не влияют.
После прочтения текста ученик должен его пересказать. При этом следует использовать цитату, имеющуюся в задании. На подготовку ученику дается 2 минуты. Максимальный балл за задание – 4. Во время ответа можно пользоваться только черновиком и цитатой, текст забирают. Распространенными ошибками являются фактические неточности, такие как неправильные дата и время, пропуск цитаты или важной микротемы.
Монолог. Сначала школьнику предстоит выбрать тип речи: повествование, описание или рассуждение. Затем нужно составить высказывание минимум из десяти фраз-предложений. Черновиком пользоваться нельзя. На подготовку выделят 1 минуту, максимальный балл за данное задание – 3. Распространенные ошибки: монолог в форме вопросов и ответов, количество фраз меньше необходимого.
Диалог начинают сразу после монолога, без подготовки. Собеседник задает участнику вопросы по теме, выбранной в третьем задании. Максимальный балл – 3. В диалоге ученику необходимо полностью справиться с коммуникационной задачей: дать развернутые ответы на три вопроса.
Грамотность речи выступает отдельным критерием, по которому оценивают все 4 ответа. Максимальный балл – 7. Чтобы его получить, в речи учащегося не должно быть ошибок.
Особые условия. Ребята с ограничениями возможностями здоровья имеют дополнительные 30 минут на выполнение заданий. Это время они могут использовать по своему усмотрению: как на подготовку к ответам, так и на сами ответы.
Организационные моменты. Итоговое собеседование начнется в 9 часов утра. Участникам предстоит ждать своей очереди в аудитории подготовки. В аудиториях, где проводят собеседование, будет идти аудиозапись. Ее можно прослушать сразу после ответа, чтобы убедиться, что все хорошо слышно и нет сбоев. Это важно, если ответ станут оценивать по записи после собеседования.
Участникам нельзя иметь при себе: средства связи, фото- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и другие носители информации, за нарушение участника могут удалить из аудитории. Повторно таких участников допускают к итоговому собеседованию по русскому языку в дополнительные сроки.
Приказ МОУ «Партенитская школа им. дважды Героя Советского Союза А.А. Гречко» города Алушты от 29.11.2024 №415 «О регистрации на ГИА-9 и ИтС в 2024/2025 учебном году».pdf
Места регистрации на ГИА-9 и итоговое собеседование в 2024-2025 учебном году.PDF
Приказ УОиМ города Алушты от 28.11.2024 «О регистрации на ГИА-9 и итоговое собеседование».pdf
Приказ МОНиМ РК от 25.11.2024 №1798 «О регистрации на ГИА-9 и итоговое собеседование».pdf
Информационный листок №9 Регистрация на ГИА-9 в 2024/2025 учебном году.pdf
2023/2024 учебный год
Памятка ГИА-9.docx
Приказ Пробное итоговое собеседование .pdf
Уважаемые выпускники! В данном разделе размещены актуальные материалы, которые помогут подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
— кодификаторы проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена;
— спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;
— демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
ГИА-9 проводится в формах основного государственного экзамена (далее – ОГЭ) и (или) государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ).
ГИА-9 включает в себя четыре экзамена по учебным предметам «Русский язык» и «Математика» (далее – обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося, экстерна по двум учебным предметам из числа учебных предметов: «Биология», «География», «Иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский)», «Информатика», «История», «Литература», «Обществознание», «Физика», «Химия» (далее – учебные предметы по выбору).
Лицам, изучавшим родной язык и родную литературу при получении основного общего образования, предоставляется право при прохождении ГИА выбрать экзамен по родному языку и (или) родной литературе. ГИА-9 по родному языку и/или родной литературе проводится в форме ГВЭ.
Общее количество экзаменов в 9 классах не должно превышать четырех экзаменов. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, количество сдаваемых экзаменов, по их желанию, сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике.
Регистрация на ГИА-9
Регистрация на ГИА-9 осуществляется с 25 декабря 2023 года до 1 марта 2024 года (включительно).
Для обучающихся, не имеющих возможности по уважительным причинам (подтвержденным документально), пройти ГИА-9 в основные сроки, ГИА проводится досрочно.
Для прохождения ГИА в досрочный период допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое собеседование по русскому языку, и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9 класс по образовательной программе основного общего образования не ниже удовлетворительных) и получившие допуск педсовета образовательной организации.
Регистрацию выпускников текущего года осуществляют ОО, в которых выпускники осваивают образовательные программы основного общего образования, определенные местами регистрации на ГИА-9, экстернов – образовательные организации по выбору экстернов.
Комплект документов для регистрации:
- Заявление на участие в ГИА-9 с указанием формы прохождения (ОГЭ/ГВЭ) и перечня выбранных предметов (подается обучающимися лично на основании документа, удостоверяющего их личность, или их родителями (законными представителями)). При сочетании двух форм проведения ГИА-9 участник заполняет два соответствующих заявления: на участие в ОГЭ и на участие в ГВЭ.
- Копия документа, удостоверяющего личность;
- Копия СНИЛС;
- Оригинал и копию документа, подтверждающего прохождение промежуточной аттестации (для лиц со справкой об обучении, не прошедших ГИА в предыдущие годы);
Регистрация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
Обучающиеся с ОВЗ при подаче заявления на итоговое собеседование по русскому языку и ГИА-9 предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), а обучающиеся, дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, а также оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций ПМПК.
Особенности регистрации на ГИА учащихся образовательных организаций Республики Крым, ранее прибывших с территорий ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей
Учащиеся ОО Республики Крым, прибывшие начиная с 2021/2022 учебного года с территорий ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, допускаются к ГИА при условии отсутствия академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9 класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачёт» за итоговое собеседование по русскому языку.
Участники проходят ГИА только по обязательным учебным предметам «Русский язык» и «Математика» в форме ГВЭ.
ГИА по учебным предметам по выбору, родному языку и (или) родной литературе не проводится.
Для участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их выбору проводится в форме промежуточной аттестации или в форме ГВЭ.
Участники регистрируются до 1 марта 2024 года (включительно) предоставляя комплект документов для осуществления регистрации, а именно:
- заявления на сдачу ГИА;
- копии документа, удостоверяющего личность;
- копии документов, подтверждающие прибытие учащихся с территорий ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (приказы о зачислении обучающихся в ОО Республики Крым, выписки с личных дел, миграционные карты, табели учебных достижений обучающихся с предыдущих мест учебы и др.);
- для участников с ОВЗ – копии рекомендаций ПМПК, участников – инвалидов и детей-инвалидов – оригиналы или надлежащим образом заверенные копии справки, подтверждающей инвалидность, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, и оригиналы или надлежащим образом заверенные копии рекомендаций ПМПК.
Участники с ОВЗ обязательно заполняют соответствующие поля в заявлении, указывая перечень условий, которые им необходимо создать для прохождения ГИА в ППЭ согласно медицинским показаниям (перечень необходимых условий обозначается отметкой в соответствующем поле в заявлении, если таковые не представлены в заявлении, условия прописываются в специально отведенном для этого месте в заявлении), а также вписывают в заявление реквизиты медицинского документа.
Заявления на участие в ГИА подаются обучающимися лично или их родителями (законными представителями).
Внесение изменений в регистрационные данные после 1 марта 2024 года
Обучающиеся вправе изменить (дополнить) перечень указанных ими в заявлении экзаменов, а также форму ГИА (лица с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды) и сроки участия в ГИА только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально. В этом случае обучающийся подает заявление в Государственную экзаменационную комиссию Республики Крым (далее – ГЭК) с указанием измененного перечня учебных предметов, по которым он планирует пройти ГИА-9, и (или) измененной формы ГИА, сроков участия в ГИА, а также причины изменения заявленных ранее предметов, формы и сроков ГИА. Указанное заявление подается не позднее, чем за 2 недели до начала соответствующих экзаменов.
Обучающиеся, экстерны, не зарегистрировавшиеся в установленные сроки после 1 марта подают заявление на ГИА в ГЭК только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально и не позднее, чем за две недели до начала соответствующего экзамена.
ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Итоговое собеседование как условие допуска к ГИА-9 проводится для обучающихся 9-х классов, в том числе для:
- экстернов;
- обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов (далее – обучающиеся с ОВЗ);
- экстернов с ОВЗ, экстернов детей-инвалидов и инвалидов (далее – экстерны с ОВЗ);
- обучающихся по состоянию здоровья на дому;
- обучающихся в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.
Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся подают заявление в школу, в которой они обучаются, а экстерны – в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, по выбору экстернов не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового собеседования.
Обучающиеся с ОВЗ, экстерны с ОВЗ при подаче заявления на прохождение итогового собеседования предоставляют копию рекомендаций ПМПК, оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее – справка, подтверждающая инвалидность).
Результат итогового собеседования как допуск к ГИА действует бессрочно.
Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля (14.02.2024) – основная дата, во вторую рабочую среду марта (13.03.2024) и третий понедельник апреля (15.04.2024) – дополнительные даты.
Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет в среднем 15-16 минут.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, экстернов с ОВЗ продолжительность проведения итогового собеседования увеличивается на 30 минут (общая продолжительность для указанной категории может составлять в среднем 45 минут).
В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость, инструктаж участника собеседования собеседником по выполнению заданий КИМ до начала процедуры и др.).
Подготовка к проведению итогового собеседования в школе
Итоговое собеседование проводится в школах. Итоговое собеседование может проводиться в ходе учебного процесса. Участники итогового собеседования могут принимать участие в итоговом собеседовании без отрыва от образовательного процесса (находиться на уроке во время ожидания очереди и возвращаться на урок после проведения итогового собеседования).
Для проведения итогового собеседования выделяются:
- аудитории проведения итогового собеседования, в которых участники проходят процедуру итогового собеседования,
- аудитории ожидания/подготовки, в которых участники ожидают очереди для участия в итоговом собеседовании,
- аудитории для участников, прошедших итоговое собеседование.
Во время проведения итогового собеседования в аудитории проведения ведется аудиозапись (поточная и индивидуальная).
Процедура проведения итогового собеседования
Итоговое собеседование начинается в 09.00 по местному времени.
Технология проведения итогового собеседования предполагает устное выполнение участниками заданий КИМ.
КИМ состоит из четырех заданий, включающих в себя:
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА вслух,
ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ текста с включением приведенного высказывания,
МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ по одной из выбранных тем,
ДИАЛОГ с собеседником.
Участники итогового собеседования ожидают своей очереди в учебном кабинете школы (на уроке) или в аудитории ожидания/подготовки.
Организатор проведения итогового собеседования в произвольном порядке приглашает участника итогового собеседования и сопровождает его в аудиторию проведения согласно списку.
Во время проведения итогового собеседования участникам необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и черную гелиевую ручку.
При этом ЗАПРЕЩАЕТСЯ иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
В случае нарушения участник будет удален с итогового собеседования, о чем будет составлен «Акт об удалении».
При входе в аудиторию проведения участник занимает автоматизированное рабочее место рядом с собеседником, прослушивает инструктаж по выполнению работы и приступает к выполнению заданий.
Собеседник фиксирует в ведомости данные о каждом участнике (ФИО, данные документа, удостоверяющего личность, время начала ответа и время окончания ответа), а после завершения выполнения заданий каждый участник ставит свою подпись в этой ведомости.
Проверка ответов каждого участника итогового собеседования может осуществляться экспертом как непосредственно в процессе ответа участника, так и по завершении проведения итогового собеседования по аудиозаписи ответов участников.
В случае, если проверка устных ответов участников итогового собеседования будет осуществляться по аудиозаписи, необходимо дать участнику прослушать аудиозапись своего ответа.
В случае если участник итогового собеседования по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может покинуть аудиторию проведения итогового собеседования. Ответственный организатор образовательной организации составляет «Акт о досрочном завершении итогового собеседования по уважительным причинам». Такому участнику предоставляется возможность повторно пройти итоговое собеседование в дополнительные сроки.
Особенности организации и проведения итогового собеседования для участников (обучающихся и экстернов) итогового собеседования с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов
Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании предъявляют копию рекомендаций ПМПК, оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется проведение итогового собеседования в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Основанием для организации проведения итогового собеседования на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
Для отдельных категорий участников итогового собеседования с ОВЗ определен перечень заданий итогового собеседования и шкала оценивания с минимальным количеством баллов, которое необходимо для получения «зачета», отличным от минимального количества баллов для остальных категорий участников. Указанным участникам предоставляется право выполнить только те задания КИМ итогового собеседования, которые с учетом особенностей психофизического развития посильны им для выполнения.
Основанием для выполнения отдельных заданий, предусмотренных КИМ итогового собеседования, и оценивания по критериям, по которым данный участник итогового собеседования может быть оценен, являются соответствующие рекомендации ПМПК.
Для слабослышащих участников итогового собеседования:
оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
Для глухих и слабослышащих участников итогового собеседования:
привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика;
Для слепых участников итогового собеседования:
оформление КИМ итогового собеседования рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера.
Для слабовидящих участников итогового собеседования:
копирование КИМ итогового собеседования в день проведения итогового собеседования в увеличенном размере;
обеспечение аудитории проведения итогового собеседования увеличительными устройствами;
индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
Для участников с расстройствами аутистического спектра:
привлечение в качестве собеседника дефектолога, психолога или педагога, с которым указанный участник итогового собеседования знаком. В исключительных случаях при необходимости и при наличии необходимых компетенций в качестве собеседника может быть привлечен родитель участника итогового собеседования. Оценивание работ таких участников итогового собеседования проводится по второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования, в аудитории проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание осуществляется по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи устного ответа участника).
Для участников итогового собеседования с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
при необходимости использование компьютера со специализированным программным обеспечением (для ответов в письменной форме).
Участники итогового собеседования, особенности психофизического развития которых не позволяют им выполнить задания КИМ итогового собеседования в устной форме, могут выполнять задания КИМ итогового собеседования в письменной форме при наличии соответствующих рекомендаций ПМПК.
Порядок утверждения результатов и информирования о результатах участников итогового собеседования
Результатом итогового собеседования является «зачёт» или «незачёт».
Результаты итогового собеседования утверждаются приказами Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым не позднее чем через 12 календарных дней после соответствующей даты поведения итогового собеседования.
Местами ознакомления с результатами участников итогового собеседования являются места их регистрации на участие в итоговом собеседовании (школы). Ознакомление проходит не позднее чем через два дня после их утверждения приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым под подпись и в индивидуальном порядке.
Повторный допуск к сдаче итогового собеседования
Повторно допускаются к сдаче итогового собеседования в дополнительные сроки в текущем учебном году следующие участники:
— получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачет»);
— удаленные с итогового собеседования за нарушение Порядка;
— не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
— не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
Проведение повторной проверки и перепроверки итогового собеседования
В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового собеседования участникам итогового собеседования при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование предоставляется право подать в письменной форме заявление на повторную проверку муниципальной комиссией аудиозаписей устного ответа участника итогового собеседования.